Серьёзный инцидент в полёте вынуждает FAA отложить сертификацию Boeing 777X

Американский регулятор — Федеральное управление гражданской авиации США (FAA) отказало корпорации Boeing в сертификации широкофюзеляжного лайнера 777X из-за многочисленных проблем с самолётом.

В письме от 13 мая FAA предупредило Boeing, что для получения сертификата типа корпорации необходимо увеличить количество запланированных испытательных полётов и что сертификационные испытаний могут быть завершены не ранее, чем через два года.

 

Завершение испытаний 777Х в конце 2023 года означает, что самолёт поступит в коммерческую эксплуатацию в начале 2024 года — на четыре года позже, чем планировалось первоначально.

FAA сослалось на длинный список проблем, включая серьёзный инцидент с системой управления полётом, случившийся 8 декабря 2020 года во время испытательного полёта, когда произошло «неуправляемое событие тангажа», при котором нос самолёта то резко задирался вверх, то опускался вниз без участия пилотов. FAA считает, что система имеет неполные данные, не прошла предварительные проверки безопасности и не была должным образом проверена экспертами, что привело к несоответствиям и неправильному повторному использованию данных, заимствованных с B787.

Как пишут американские СМИ, Boeing ещё не убедил FAA, что полностью понял и исправил проблемы, возникшие в тот день.

Чиновники FAA считают, что авионика, предложенная для 777Х, не соответствует требованиям. Там говорят о неготовности самолёта, а технические данные, необходимые для сертификации самолёта, ещё не достигли той точки, когда конструкция самолёта является зрелой и соответствующей применимым авиационным правилам. «Есть общее ощущение, что Boeing как бы потерял шаг и отошёл от инженерного мастерства, которым он когда-то был известен», — заявляют представители FAA.

После крушения самолётов B737 MAX авиакомпаний Lion Air и Ethiopian Airlines, в результате которых погибло 346 человек, FAA подверглось жёсткому контролю из-за сообщений о том, что оно передало некоторые регулирующие действия на аутсорсинг Boeing, который затем сознательно упустил из виду ряд проблем с системой улучшения характеристик манёвренности (MCAS) и недостаточно обучил пилотов обращения с ней.

Читайте также  У Airbus проблемы на обоих концах его продуктовой линейки

В начале 2020 года FAA указало корпорации на необходимость доработки металлических накладок самолёта В737 MAX, которые предусмотрены конструкцией для защиты проводки лайнера в случае удара молнии. По мнению экспертов, сейчас эти элементы сделаны так, что допускают неправильное соединение во время сборки, а это нарушает защиту и может привести к остановке обоих двигателей при попадании молнии в лайнер.

Уже в 2021 году MAX столкнулся с новыми проблемами, теперь уже в электрической системе самолёта. Проблемы связаны с нанесением лакокрасочного покрытия в начале 2019 года. Применяемая тогда технология может влиять на заземление систем самолёта, затрагивать панель приборов в кабине пилотов и запасную систему электропитания.

В Агентстве отмечают, что Boeing больше не может рассчитывать на сотрудничество с FAA на основе принципа «просто доверяйте нам». Представитель регулирующего органа заверил представителей СМИ, что такие времена давно прошли. Чиновник FAA сказал, что даже если бы катастроф В737 MAX не произошло, список серьёзных проблем, поднятых сейчас в отношении 777X, заслуживал бы строгого внимания регулирующих органов.

777X был представлен на авиасалоне в Дубае в 2013 году. Boeing планировал запустить самолёт в коммерческую эксплуатацию в 2020 году, предполагалось, что, как самый большой авиалайнер, он заменит В747 и A380.

Генеральный директор Boeing Дэйв Калхун уверен, что лайнер будет сертифицирован в четвёртом квартале 2023 года. Ранее в этом году Boeing объявил, что отложит ввод 777X в эксплуатацию до 2023 года. Также задержка с одобрением сертификата типа европейским регулятором EASA может создать дополнительные проблемы для Boeing, поскольку немецкий флагманский перевозчик Lufthansa входит в число стартовых заказчиков этого самолёта.

Подготовлено: «Авиация России»
Источники:

  • Airline Geeks
  • Seattle Times