В июне-2021 Шереметьево стал крупнейшим аэропортом Европы по количеству пассажиров

В июне 2021 года московский международный аэропорт Шереметьево (SVO) стал крупнейшим аэропортом Европы по общему количеству обслуженных пассажиров. Председатель правления ОАО «Международный аэропорт Шереметьево» Александр Пономаренко рассказал в интервью изданию Routes Online о сегодняшней ситуации и восстановлении пассажиропотока SVO.

— Какова сейчас ситуация с трафиком и пропускной способностью аэропорта?

 

— Чтобы сделать правильный анализ текущей ситуации и наших перспектив на будущее, мы должны сначала описать инфраструктуру, которая была на месте, когда начались ограничения, связанные с COVID-19.

Аэропорт Шереметьево – единственный аэропорт в России с тремя взлётно-посадочными полосами и шестью пассажирскими терминалами, и его пропускная способность в конечном итоге будет увеличена до 110 миллионов пассажиров в год.

В пиковый 2019 год Шереметьево обслужило около 50 млн пассажиров, а консолидированная выручка превысила 1,2 млрд долларов. За последние шесть лет инвестиции в терминальную и аэродромную инфраструктуру аэропорта Шереметьево составили более 2,5 млрд долларов.

Пандемия, которая практически остановила пассажирские авиаперевозки по всему миру, оказала значительное влияние на наши показатели в 2020 году. Пассажиропоток составил около 20 млн человек, а консолидированная выручка — около $700 млн.

Говоря о маршрутах, мы должны различать внутренние и международные направления.

Объём пассажиропотока на внутренних маршрутах сейчас стремительно восстанавливается. В июне 2021 года пассажиропоток на внутренних маршрутах превысил допандемический уровень и достиг 2 млн 326 тыс человек, что на 9% превышает рекордный пассажиропоток 2019 года.

В то же время рост на наиболее популярных маршрутах в Сочи, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Анапу и другие к июню составил 16% по сравнению с уровнем 2019 года.

Скорость восстановления международного трафика значительно ниже в силу не зависящих от нас обстоятельств. Она может осуществляться только в рамках выданных квот с учётом существующих ограничений в воздушном сообщении в ряде стран. В настоящее время возобновлено авиасообщение с 26 странами.

Наибольшее количество пассажиров из Шереметьево летят в Анталью, Стамбул, Мале, Дубай и Бишкек. Пассажиропоток на международных маршрутах в июне по-прежнему составляет лишь 26% от уровня 2019 года.

С увеличением пассажиропотока аэропорт полностью обеспечивает качество обслуживания пассажиров и авиакомпаний, строго соблюдая все противоэпидемические требования.

— Насколько вы уверены в сильном сезоне лета 2021 года?

— Во-первых, 2021 год сильно отличается от прошлого года, потому что внутренний туристический сезон начался в мае, а не в конце июля, как это было в 2020 году.

Во-вторых, мы уверены в сильном спросе на поездки по международным направлениям, которые открылись в этом сезоне. Наш опыт показывает, что спрос быстро возвращается на прежний уровень после открытия границ.

Например, после открытия сообщения с Турцией в августе 2020 года спрос восстановился до уровня 2019 года всего за две недели.

В этом сезоне мы также ожидаем быстрого восстановления пассажиропотока, когда будет восстановлено полное обслуживание турецких направлений. Помимо Турции, с учётом выданных квот, в этом летнем сезоне популярностью у пассажиров пользуются рейсы на Кубу, Мальдивы, Сейшельские острова, Грецию и Хорватию.

Читайте также  Самый лучший симулятор самолета

Кроме того, в этом летнем сезоне мы ожидаем, что пассажиропоток на наши традиционные внутренние топовые направления – Санкт-Петербург, Сочи, Анапу, Краснодар – вернется на уровень, достигнутый до пандемии.

— Как сейчас складываются отношения с вашими основными перевозчиками?

— Во время пандемии аэропорт не прекращал свою работу ни на один день и предоставлял услуги авиакомпаниям и пассажирам по мере необходимости.

В течение всего периода ограничений аэропорт находился в постоянном диалоге с авиаперевозчиками и оказывал всестороннюю поддержку в выполнении различных задач, в том числе и самых необычных.

Аэропорт консультировал и контролировал авиакомпании при их взаимодействии с государственными органами по вопросам выполнения местных и международных рекомендаций и правил.

Эффективное сотрудничество аэропорта и авиакомпаний полностью обеспечило реализацию всех необходимых мер по предотвращению распространения коронавирусной инфекции и обеспечению здоровья и безопасности наших пассажиров.

Следует отметить, что во время пандемии большая нагрузка легла и на наших операторов наземного обслуживания, так как значительная часть персонала авиакомпаний работала удалённо и не всегда могла быть доступна для обслуживания полётов.

Ситуация с COVID сильно повлияла на финансовые показатели как авиакомпаний, так и аэропорта, но мы сделали приоритетным налаживание партнёрских отношений с нашими контрагентами и, оптимизировав производственные процессы, смогли избежать наложения каких-либо дополнительных сборов на авиакомпании и пассажиров.

Стоит также отметить, что в соответствии с рекомендациями IATA все исторические слоты были сохранены за авиакомпаниями.

Реализация крупных инфраструктурных проектов, включённых в нашу долгосрочную программу развития, в последние годы помогла нам сохранить высокий уровень авиационного и пассажирского обслуживания в период пандемии.

Это открытие новых терминалов В и С Северного терминального комплекса, ввод в эксплуатацию нового Московского грузового терминала, открытие третьей взлётно-посадочной полосы, капитальный ремонт и ввод в эксплуатацию первой взлётно-посадочной полосы, строительство новых основных рулёжных дорожек и стоянок воздушных судов, новых ангаров технического обслуживания воздушных судов и ряд других проектов.

— Вводились ли какие-либо стимулы, чтобы побудить перевозчиков наращивать или сохранять потенциал?

— Авиакомпании испытывают дефицит выданных частот в пределах Московского авиационного узла в целом и в Шереметьево в частности. Все квоты на полёты из Шереметьево, выданные Росавиацией, используются авиакомпаниями в полном объёме.

Привлечение новых авиакомпаний является постоянным приоритетом для аэропорта, поскольку это не только повышает нашу привлекательность для прямых пассажиров, но и улучшает наш транзитный потенциал.

В среднем каждый год мы принимаем в наш аэропорт от трёх до пяти новых перевозчиков. Например, за последние 18 месяцев из Шереметьево на регулярной основе начали работать несколько новых пассажирских и грузовых авиакомпаний — это JAL, Aircompany Armenia, Air India, Silk Way, iFly и некоторые другие.

Также в течение прошлого и этого года многие авиакомпании, ранее не летавшие через Шереметьево, начали совершать чартерные и разовые рейсы. Среди них RusLine, «Сибирь» [S7 Airlines — прим. АР], Aerolineas Argentinas, Cubana de Aviacion, Bamboo Airways и другие.

Читайте также  Турция собирается делать собственный Superjet

Анализируя конкурентные преимущества нашего аэропорта, прежде всего, следует отметить выгодное географическое положение Московской области между Европой и Азией, что, в свою очередь, способствует формированию хаба для трансферных пассажирских перевозок между Востоком – Япония, Китай, Юго-Восточная Азия, Европой и российскими городами.

Это экономит в общей сложности от одного до трёх часов по сравнению с другими хабами, такими как Дубай, Доха и Стамбул. По объёму трансферного пассажиропотока в 2019 году аэропорт Шереметьево занял пятое место в Европе и первое место по объёму трансферного пассажиропотока на рейсах из Китая и обратно, если исключить Пекинский аэропорт.

Сравнивая Шереметьево с другими аэропортами Московского авиационного узла, можно констатировать, что мы занимаем самую большую территорию, где проживает более 45% населения Московской области и расположено большинство штаб-квартир крупных компаний, гостиниц, технопарков, спортивных объектов и выставочных центров.

В настоящее время Шереметьево имеет лучшее транспортное сообщение с Москвой на Аэроэкспрессе, развитый общественный транспорт и платную дорогу из Москвы в Санкт-Петербург. По данным исследования Boston Consulting Group, близость Шереметьево к центру Москвы и его транспортная доступность влияют на выбор авиакомпаний для 46% граждан Москвы и Московской области, сотрудников офисных центров и туристов.

Наши важнейшие преимущества — это очень современная инфраструктура терминального комплекса и аэродрома, отлаженные производственные и бизнес-процессы, обеспечивающие высокое качество услуг и пунктуальность полётов, что ежегодно подтверждается самыми авторитетными европейскими и мировыми рейтингами.

Благодаря всему этому у нас была самая разветвлённая маршрутная сеть в Московском авиаузле, когда начались ограничения, связанные с COVID-19, и у нас были сильные позиции по основным европейским и китайским направлениям. А с возобновлением авиасообщения эта сеть будет восстановлена в самые сжатые сроки.

— Насколько важным был внутренний рынок во время пандемии?

— В условиях резкого сокращения международных авиаперевозок именно внутренние пассажирские перевозки, а также грузоперевозки обеспечивали занятость наших производственных мощностей, позволяли поддерживать инфраструктуру и сохранять рабочие места.

Группа «Аэрофлот» — сильнейший игрок на внутреннем российском рынке, представленный в Шереметьево не только авиакомпаниями «Аэрофлот», но и дочерней компанией «Россия».

Полёты из Шереметьево второй дочерней компании группы — лоукостера «Победа», а также активная работа других сильных игроков и наших давних партнёров, таких как Nordwind и Ikar Airlines (Pegas Fly), расширяет перечень направлений, диверсифицирует ценовые предложения для наших пассажиров и тем самым укрепляет позиции аэропорта на рынке.

Поэтому наша задача — обеспечить необходимую инфраструктуру, технологические ресурсы и высочайшее качество услуг для авиакомпаний, работающих в аэропорту, чтобы удовлетворить растущий спрос путешественников на внутренние направления.

— Какой вклад в функционирование аэропорта в последнее время внесли грузоперевозки?

— Пандемия в очередной раз доказала правильность реализуемой Шереметьево стратегической программы, ориентированной в равной степени на успешное развитие пассажирских и грузовых перевозок.

В 2017 году грузовой оператор аэропорта Шереметьево «Москва Карго» ввёл в эксплуатацию новый грузовой терминал общей площадью 42300 м² и производительностью 380 000 тонн в год, техническое оснащение которого соответствует ведущим терминалам мира.

Читайте также  Airbus открыл завод по сборке A220 в Алабаме

Наличие современной инфраструктуры и комплексный подход к потребностям авиаперевозчиков позволили «Москва Карго» эффективно адаптироваться к быстро меняющимся рыночным условиям в период пандемии.

Например, Московский грузовой терминал одним из первых в России стал обслуживать только грузовые рейсы, что стало новым форматом для отрасли. Грузовые рейсы наряду с широким спектром авиационных услуг позволили аэропорту привлечь новые авиакомпании, участвующие в грузовых чартерных перевозках: Emirates, Mahan Air, Uzbekistan Airways, iFly, Bamboo Airways, Cubana de Aviación, Aerolíneas Argentinas, Royal Flight, Azur Air, Aviastar-TU, AeroMéxico, Air India и другие.

В терминале большое внимание уделяется обработке специальных категорий грузов, в первую очередь термочувствительных фармацевтических грузов.

«Москва Карго» управляет крупнейшим в России терминалом с климат-контролем, что позволило Шереметьево во время пандемии взять на себя роль главного российского авиаузла по перевалке медицинских грузов и вакцин против коронавируса. Всего за 2020 год ООО «Москва Карго» обработало на внутренних маршрутах около 20 000 тонн медицинских грузов, что почти на 70% больше, чем в 2019 году.

С ноября 2020 года аэропорт успешно сотрудничает с Российским фондом прямых инвестиций, оказывая услуги и обслуживая поставки первой российской вакцины против коронавируса «Спутник V» на регулярной основе как в Россию, так и за рубеж.

За первые пять месяцев текущего года Московский грузовой терминал перевалил более 400 тонн вакцины, тем самым внеся свой вклад в борьбу с пандемией.

Помимо крайне необходимых медицинских грузов, дополнительный импульс во время пандемии получили товары электронной коммерции, которые стали одним из основных драйверов глобального роста авиаперевозок в 2020 году.

В результате Шереметьево удалось не только сохранить лидирующие позиции крупнейшего грузового авиаузла России, но и увеличить долю обслуживаемых грузов на рынке Московского авиаузла с 68% до 71%.

— Учитывая расписание рейсов «Аэрофлота» в Марокко с июня, на что ещё вы нацеливаетесь для роста сети?

— Традиционно Шереметьево было заинтересовано в развитии авиасообщения с Азией, Европой и Ближним Востоком. Однако из-за существующих ограничений мы видим растущий интерес пассажиров к путешествиям в более «экзотические» направления, такие как Танзания, Мексика, Куба, Сейшельские острова, Бангладеш и другие места.

Из аэропорта Шереметьево по этим направлениям летают несколько авиакомпаний-партнёров. Это «Аэрофлот», Nordwind, «Россия», Royal Flight. И мы с ними работаем над развитием авиасообщения по этим и другим новым маршрутам.