MC-21 убирают с помощью санкций

Санкции Министерства торговли США против ряда российских компаний могут привести к задержкам в поставке сертифицируемого узкофюзеляжного самолёта Irkut MC-21-300. Стартовый пользователь, Аэрофлот (SU), по текущему расписанию должен получить первый серийный экземпляр в 2020 году.

Об этом пишет на главной странице газета Коммерсант (и дублирует на сайте).

Упомянутый запрет вступил в силу ещё 26 сентября 2018 года.

Entity List, практически закрывающий легальный доступ к американским и контролируемым правительством США товарам, содержит в том числе АО Аэрокомпозит (дочернее предприятие Объединённой авиастроительной корпорации, ОАК) и АО ОНПП Технология имени Ромашина («дочка» Ростеха). Которые внесены туда «за поддержку деятельности российских компаний из военной аэрокосмической отрасли».

Эти компании являются в проекте поставщиками крыла и хвостового оперения, выполняя их из углепластика собственной разработки. Однако часть сырья для процесса производства поступает от американской компании Hexcel и японской Toray Industries. После попадания в запретный список работа с такими поставщиками стала невозможной.

Текущих товарных запасов достаточно для выпуска шести самолётов.

Коммерсант приводит вероятные пути решения вопроса:

  • импорт аналогов из Китая;
  • запуск производства на Елабужском заводе композитных изделий (потребуются опытно-конструкторские разработки и закупки станков); срок поставок готовых самолётов — с 2025 года;
  • начало выпуска авиационных компонентов на производственных мощностях Umatex, подразделения композитных материалов Росатома.

В правительстве в деталях знакомы со всем, что происходит с МС-21. Проблем, ставящих проект под угрозу, на данный момент не существует.

ответ представителя вице-премьера Юрия Борисова на запрос Коммерсанта

Санкции Министерства торговли США нарушают работу лишь российского гражданского авиастроения, а точнее — его перспективной части. Таким образом с рынка пытаются убрать сильного конкурента Boeing 737 MAX 8, способного перетянуть на себя значительную часть заказов на некоторых рынках.

Читайте также  Spirit AeroSystems снова проводит массовые увольнения

Американский правительственный орган не впервые прибегает к аналогичным инструментам ограничения конкуренции со стороны зарубежных производителей. В 2017 году с помощью торговых пошлин министерство попыталось убрать с рынка Bombardier CSeries, мешавший продажам старого Boeing 717 и новой разработки Boeing 737 MAX 7.

Тем удивительнее, что, контролируя посредством ВСМПО-Ависма (25% плюс одна акция у Ростеха) до 35… 40% всех потребностей в титане Boeing, производитель MC-21 не может отстоять свои позиции в переговорах с американской стороной.

В конечном итоге, сложности с производством композитного крыла нового российского самолёта отразятся на сроках реализации проекта и его стоимости, но вряд ли приведут к его отмене и реальной потере рыночных преимуществ.

Схема применения материалов в планере MC-21-300

Схема поставщиков компонентов для Irkut MC-21