Турция собирается делать собственный Superjet

Turkish Aerospace Industries (TAI) представила амбициозные планы по созданию полностью композитного регионального самолёта на «100-плюс кресел» в течение пяти лет — в рамках десятилетнего производственного плана.

Этот проект может стать внутренним конкурентом совместной работе TAI и американской аэрокосмической компании Sierra Nevada Corp (SNC) по созданию первого турецкого регионального авиалайнера.

[Через пять лет] я планирую начать программу пассажирских самолётов. Но не сегодня – я слишком занят оборонными проектами. Сейчас для гражданской машины просто нет места, но через пять лет у меня в руках будет несколько сотен квалифицированных специалистов. И как раз под истечение 10-летнего плана мы запустим пассажирский авиалайнер.

Темел Котил (Temel Kotil), генеральный директор TAI, 12 ноября во время брифинга на авиашоу в Дубае

Описывая модель на «100-плюс кресел», выполненную из «полностью композитного» материала — более вероятно, термопластичного, нежели термореактивного, — Котил назвал его «более эффективным, чем все существующие узкофюзеляжные самолёты; возможно, таким же, как Boeing 787 в отношении затрат на пассажирокилометр».

Меньшие затраты на перемещение одного пассажира на один километр проект TRJet должен показывать в сравнении с новым канадским Bombardier CS100, бразильскими Embraer E-Jet второго поколения и российским Sukhoi Superjet 100. Не самая обширная ниша уже заполнена очень плотно, и в неё же может выйти японский Mitsubishi MRJ90, если его производителю удастся устранить конструкционные недостатки, а также рассчитанный на внутренний рынок китайский COMAC ARJ21.

Bombardier CS100

Embraer E190-E2

Sukhoi Superjet 100-95B

Новый TRJet против старого

Озвученные прожекты могут похоронить планы, представленные два года назад.

Тогда Sierra Nevada собиралась разработать турецкое семейство региональных самолётов, предложив двойной подход. После приобретения в феврале 2015 года 328 Support Services, держателя сертификата типа для самолётов Dornier 328.

Читайте также  Spirit AeroSystems выпускает фюзеляжи Boeing 737 MAX «в склад»

Согласно тем планам, турецкое дочернее предприятие TRJet должно было создать модернизированную версию Do328 одновременно с турбовентиляторными и турбовинтовыми двигателями. Работа дошла до выбора поставщика силовых установок — Pratt & Whitney Canada — и приёма предварительных заявок на 60 единиц готовой продукции с началом поставок в 2019 году.

Вторым этапом предполагалось выведение на рынок абсолютно новой модели ёмкостью 50… 70 кресел к 2023 году.

Однако, несмотря на широкую пиар-поддержку во время авиашоу в Фарнборо в 2016 году, с тех пор не было никакой новой информации о проекте.

Нынешнее заявление показывает изменение видения турецкого правительства потенциального спроса на внутреннем и доступных зарубежных рынках.

Dornier 328-110 — турбовинтовая версия немецкого (впоследствии — выкупленного американскими компаниями) 30-местного регионального самолёта, производившегося в 1990-х годах

Dornier 328JET — тот же планер с турбовентиляторными (реактивными) двигателями.
Самолёт оказался экономически неэффективным в условиях дорогого топлива, и у коммерческих перевозчиков большой популярности не снискал

TRJet328, проект Sierra Nevada на основе Dornier 328; рендер

TAI коротко

TAI (Turkish Aerospace Industries, Inc. или Türk Havacılık ve Uzay Sanayi A.Ş., TUSAŞ) — турецкий оборонный и аэрокосмический концерн.

Основные продукты — летательные аппараты военного назначения:

  • компания является основным подрядчиком в проекте развития национальных истребителей Турции TF-X;
  • разрабатывает беспилотные летательные аппараты Anka;
  • производит тренировочные самолёты и лёгкие штурмовики Hürkuş;
  • выпускает ударные вертолёты TAI/AgustaWestland T129 ATAK;
  • запускает производство лёгкого вертолёта T-625.

Достижения в гражданском самолётостроении пока ограничивались подрядами на производство компонентов для крупнейших вендоров.

TAI производит секцию 18 фюзеляжа самолётов Airbus семейства A320, крылья и панели кабины экипажа для самолётов Boeing 737, двери отсеков шасси для Boeing 747, элементы оперения Boeing 777 и ещё некоторую номенклатуру деталей для семейств 737, 767 и 777.

Читайте также  Вероятное слияние Boeing и Embraer: почему

Авиационные новости Турции