Turkish Aerospace Industries (TAI) представила амбициозные планы по созданию полностью композитного регионального самолёта на «100-плюс кресел» в течение пяти лет — в рамках десятилетнего производственного плана.
Этот проект может стать внутренним конкурентом совместной работе TAI и американской аэрокосмической компании Sierra Nevada Corp (SNC) по созданию первого турецкого регионального авиалайнера.
[Через пять лет] я планирую начать программу пассажирских самолётов. Но не сегодня – я слишком занят оборонными проектами. Сейчас для гражданской машины просто нет места, но через пять лет у меня в руках будет несколько сотен квалифицированных специалистов. И как раз под истечение 10-летнего плана мы запустим пассажирский авиалайнер.
Темел Котил (Temel Kotil), генеральный директор TAI, 12 ноября во время брифинга на авиашоу в Дубае
Описывая модель на «100-плюс кресел», выполненную из «полностью композитного» материала — более вероятно, термопластичного, нежели термореактивного, — Котил назвал его «более эффективным, чем все существующие узкофюзеляжные самолёты; возможно, таким же, как Boeing 787 в отношении затрат на пассажирокилометр».
Меньшие затраты на перемещение одного пассажира на один километр проект TRJet должен показывать в сравнении с новым канадским Bombardier CS100, бразильскими Embraer E-Jet второго поколения и российским Sukhoi Superjet 100. Не самая обширная ниша уже заполнена очень плотно, и в неё же может выйти японский Mitsubishi MRJ90, если его производителю удастся устранить конструкционные недостатки, а также рассчитанный на внутренний рынок китайский COMAC ARJ21.
Bombardier CS100
Embraer E190-E2
Sukhoi Superjet 100-95B
Новый TRJet против старого
Озвученные прожекты могут похоронить планы, представленные два года назад.
Тогда Sierra Nevada собиралась разработать турецкое семейство региональных самолётов, предложив двойной подход. После приобретения в феврале 2015 года 328 Support Services, держателя сертификата типа для самолётов Dornier 328.
Согласно тем планам, турецкое дочернее предприятие TRJet должно было создать модернизированную версию Do328 одновременно с турбовентиляторными и турбовинтовыми двигателями. Работа дошла до выбора поставщика силовых установок — Pratt & Whitney Canada — и приёма предварительных заявок на 60 единиц готовой продукции с началом поставок в 2019 году.
Вторым этапом предполагалось выведение на рынок абсолютно новой модели ёмкостью 50… 70 кресел к 2023 году.
Однако, несмотря на широкую пиар-поддержку во время авиашоу в Фарнборо в 2016 году, с тех пор не было никакой новой информации о проекте.
Нынешнее заявление показывает изменение видения турецкого правительства потенциального спроса на внутреннем и доступных зарубежных рынках.
Dornier 328-110 — турбовинтовая версия немецкого (впоследствии — выкупленного американскими компаниями) 30-местного регионального самолёта, производившегося в 1990-х годах
Dornier 328JET — тот же планер с турбовентиляторными (реактивными) двигателями.
Самолёт оказался экономически неэффективным в условиях дорогого топлива, и у коммерческих перевозчиков большой популярности не снискал
TRJet328, проект Sierra Nevada на основе Dornier 328; рендер
TAI коротко
TAI (Turkish Aerospace Industries, Inc. или Türk Havacılık ve Uzay Sanayi A.Ş., TUSAŞ) — турецкий оборонный и аэрокосмический концерн.
Основные продукты — летательные аппараты военного назначения:
- компания является основным подрядчиком в проекте развития национальных истребителей Турции TF-X;
- разрабатывает беспилотные летательные аппараты Anka;
- производит тренировочные самолёты и лёгкие штурмовики Hürkuş;
- выпускает ударные вертолёты TAI/AgustaWestland T129 ATAK;
- запускает производство лёгкого вертолёта T-625.
Достижения в гражданском самолётостроении пока ограничивались подрядами на производство компонентов для крупнейших вендоров.
TAI производит секцию 18 фюзеляжа самолётов Airbus семейства A320, крылья и панели кабины экипажа для самолётов Boeing 737, двери отсеков шасси для Boeing 747, элементы оперения Boeing 777 и ещё некоторую номенклатуру деталей для семейств 737, 767 и 777.