Widerøe получила первый в мире Embraer E-Jet E2

Норвежская региональная авиакомпания Widerøe (WF) 4 апреля — ровно по графику — получила первый из трёх заказанных Embraer 190-E2, став тем самым первым в мире пользователем второго поколения основной модели бразильского производителя.

Самолёты оборудованы салоном на 114 пассажирских кресел в моноклассной компоновке — конструкционным максимумом, что означает минимально возможное расстояние между креслами.

Чем второе поколение лучше первого

Предыдущая версия — Embraer E-Jet (E170, E175, E190 и E195) — стала бестселлером в своём классе, получив львиную долю заказов на новые самолёты в течение последней декады. А на некоторых рынках — в том числе, крупнейших, Китая и США, — заняла монопольное положение.

Но для того, чтобы оставаться на месте, нужно бежать изо всех сил, а чтобы продвигаться вперёд — бежать ещё быстрее. Поэтому в Бразилии выпустили улучшенный идеал.

Embraer 190 первого поколения

Embraer 190-E2 — самолёт второго поколения

Салон

Самое простое и очевидное, что требовалось изменить, — это верхние багажные полки. На E-Jets сумка с колёсиками стандартных размеров для ручной клади помещается туда только боком (aside) — на E-Jets E2 её можно поставить «колёсами вниз» (wheels first): держать за верхнюю ручку и колёсами от себя погрузить в отсек.

Теперь каждый пассажир получает возможность поместить свою ручную кладь сверху — места хватает на всех. И делать это «колёсами вперёд» гораздо удобнее и быстрее — на несколько секунд. При умножении на сотню человек получаются минуты, которые будут сэкономлены на простое в аэропорту.

Размерные версии

Четыре модификации предыдущего поколения занимались попарным каннибализмом: E175 перетягивали на себя продажи младшего E170, а E190 оказывался универсальным и более привлекательным, чем чуть более длинный, зато заметно более тяжёлый E195.

Читайте также  Airbus ставит испанское производство на паузу

Теперь этому положен конец:

  • E175-E2 — единственный игрок в нише до 80 кресел. Ему добавили одну секцию фюзеляжа по сравнению с E175 — он на 72 сантиметра длиннее.
  • E190-E2 призван разбить основные силы конкурентов со стоместным салоном. Для него взяли фюзеляж E190 без изменений.
  • E195-E2 сделан гораздо более длинным, чтобы расширить границы семейства до 130-местных самолётов. Исходному E195 добавили четыре секции, что означает 2,85 метра.

Крыло

Каждой версии E-Jets E2 разработали собственное крыло — оптимальное для её показателей. Это выгодно отличает подход Embraer от такового у Airbus и Boeing, где внутри модельного семейства используется одно и то же крыло с минимальными дополнениями.

Бразильцы видят потенциал в применении своих самолётов на маршрутах средней дальности: если E-Jets должны были летать до четырёх часов, то E-Jets E2 — уже до пяти. Для улучшения экономических характеристик длительного полёта потребовалось заметно увеличить удлинение крыла: так, для E190-E2 он равен 9,9, тогда как у E190 он был 8,8.

Крыло большего размаха и с большим соотношением длины к ширине (коэффициентом удлинения) позволяет достичь меньшего расхода топлива в полёте — в данном случае, это приведёт к росту дальности.

Управление полётом

Fly-By-Wire (FBW) первого поколения была логично заменена на современные разработки: электрические приводы уступили место полностью компьютерному управлению с обратной связью для пилота.

И это позволило использовать более смелые конструкторские решения: выдвинуть крыло ближе к носу и уменьшить хвостовое оперение. Это ослабляет статическую стабильность авиалайнера и требует более точных расчётов — которые и будет обеспечивать новая FBW. Взамен на большие E-Jets E2 устанавливают относительно короткие горизонтальные хвостовые стабилизаторы от маленьких E-Jets. Это уменьшает сопротивление самолёта и, как следствие, расход топлива.

Читайте также  GE Aviation подтвердила экспортную лицензию на LEAP для Китая

Шасси

Так как крыло самолёта «поехало» вперёд, шасси приходится выдвигать назад.

Для этого пришлось применить относительно сложную конструкцию trailing link, отводящую колёсную пару после выпуска «за крыло».

Наложение Embraer 190 (синяя фигура) на Embraer 190-E2

Основное шасси Embraer 190-E2 со стойкой trailing link

Двигатели

General Electric сменили на Pratt & Whitney: Embraer выбрал перспективную конструкцию с редуктором, обещающую самую экономичную работу на сегодняшний день. Производитель разработал два варианта PW1000G: на младших E175-E2 установят PW1715G, на старших E190-E2 и E195-E2 будут смонтированы PW1923G.

Возможно, бразильские самолёты попадают в удачное время. PW1100G на Airbus A320neo и PW1500G на Bombardier CSeries в течение всего 2017 года и начала 2018-го демонстрировали типичный букет «болезней роста» и нарушали планы авиастроителей и перевозчиков. Теперь, когда накопилось достаточно опыта и устранены наиболее явные недостатки, новинки Embraer получают шанс оказаться в идеальном свете — подобно солнцу без единого пятнышка.