У Airbus проблемы на обоих концах его продуктовой линейки

Авиационные аналитики сравнивают таблицы производства и поставок двух авиагигантов и делают свои выводы: в отличие от прошлого, в этом году Boeing станет первым, и поможет ему в этом его конкурент, увязающий в проблемах.

Производственное коромысло Airbus

У Airbus проблемы на обоих концах его продуктовой линейки.

Самая крупная модель, A380, официально и «громко» замедляется: в этом году его выпуск составит 15 экземпляров, в следующем — 12, а в планах на 2019 год произвести всего восемь самолётов. Падение особенно отчётливо видно в сравнении с 2016 годом: было выпущено 27 самолётов Superjumbo.

Торможение производственной линии, и это уже многократно обсуждалось, связано с желанием сохранить модель «на конвейере» и дождаться оживления рынка и новых заказов.

Пока желающих вложить свои деньги в этот самолёт нет.

На другом конце линейки, в секторе магистральных узкофюзеляжных самолётов, Airbus поставил пользователям 59 единиц новой модификации A320neo. При планах поставки 200 самолётов за весь год первое полугодие можно считать провальным.

Причина этого вовсе не в спросе: продажи обеспечили производственников заказами на годы вперёд.

Проблемой оказались двигатели PW1100G американского производителя Pratt & Whitney — один из двух опциональных вариантов силовой установки.

С момента начала эксплуатации первого PW1100G на Airbus A320neo в конце января 2016 года в немецкой Lufthansa выявились три серьёзных изъяна: тенденция к отклонению вала ротора двигателя из-за разности температур поверхностей, ускоренный износ материалов на внутренней поверхности камеры сгорания и разрушение углеродного уплотнителя вокруг третьего подшипника компрессора высокого давления.

Компания Pratt & Whitney, по сообщениям Airbus, провела должную модернизацию и устранила недостатки — но «проверки работы в нормальных условиях» ещё не было, поэтому говорить об исчерпании вопроса преждевременно. В этом свете задача достичь целевых показателей поставок оказывается «более сложной», а «клиенты по-прежнему испытывают ряд проблем, связанных с сервисным обслуживанием этих двигателей».

Читайте также  Последнее крыло для Airbus A380 покинуло завод в Уэльсе

Bombardier, ещё один партнёр Pratt & Whitney — на самолёты CS100/CS300 устанавливаются PW1500G — отрицает проблемы у двух текущих пользователей (швейцарской Swiss и латвийской Air Baltic), и утверждает, что двигатели поставляются на сборочную линию в соответствии с пересмотренным графиком. До конца этого года канадский производитель собирается передать заказчикам до 30 самолётов новой серии — по нижней границе ранее озвученных планов в 30-35 единиц.

  Быть или не быть: Airbus готовит своего Суперслона к авиашоу в Дубае   Проблемы с двигателями Pratt & Whitney бьют по Airbus

Главные надежды на сохранение A380 в производстве Airbus связывает с Emirates: крупнейший пользователь может разместить заказ примерно на 20 машин во время авиашоу в Дубае и подарить самолёту второе дыхание

Харальд Вильхельм (Harald Wilhelm), финансовый директор Airbus, 27 апреля впервые озвучил претензии к конструкционным просчётам в двигателях Pratt & Whitney

Двигатель Pratt & Whitney PW1100G-JM для Airbus A320neo на сборочной линии в Миддлтауне, штат Коннектикут

Золотая середина

В сегменте широкофюзеляжных самолётов с одной пассажирской палубой у Airbus благоденствие.

В первом полугодии 2017 года выпуск A350 достиг 30 единиц против 12 годом ранее. Портфель твёрдых заказов не просто позволяет — он стимулирует производителя разгонять сборочную линию, и до конца года она ускорится до 10 самолётов этого семейства в месяц.

Суммарно в текущем году европейский концерн планирует поставить заказчикам свыше 700 машин.

  Пять причин спада продаж широкофюзеляжных самолётов

Boeing: сильные «ноги» поддерживают тяжёлую «голову»

Несмотря на то, что во втором квартале было выпущено меньше гражданских самолётов, чем в прошлом году (183 против 199 за 2-й квартал 2016 года), Boeing по-прежнему считает реальным по итогам 2017 года поставить заказчикам 765 авиалайнеров — поскольку его производство планомерно ускоряется.

Читайте также  Поставщик оборудования для Superjet начнёт делать рули направления для Bombardier

В узкофюзеляжном сегменте продолжается постепенная миграция от выпуска 737 Next Generation к производству 737 MAX, суммарный выпуск обеих модификаций семейства составляет 47 единиц в месяц.

В течение второго квартала было поставлено шесть самолётов 737 MAX 8 — это первые экземпляры для двух стартовых заказчиков, Malindo Air и Norwegian. По итогам года новинка должна занять до 15% общего годового объёма выпуска узкофюзеляжного семейства 737.

В планах компании разогнать производственную линию 737-х до 52 единиц в месяц в 2018 году и, при хорошей рыночной конъюнктуре, до 57 самолётов в месяц в 2019-м.

Как и Airbus, американский гигант обладает огромным портфелем контрактов на основное широкофюзеляжное семейство — у него это 787 Dreamliner, их заказано свыше 700 — и поэтому прикладывает усилия, чтобы настроить производственные мощности для корректного выполнения взятых обязательств. К концу десятилетия скорость выпуска 787-х должна составить 14 штук в месяц.

Двухпалубные четырёхмоторные широкофюзеляжные самолёты у американцев заказывают ещё меньше, чем у европейцев: пассажирских вариантов Boeing 747-8 на регулярные линии больше не делают. Производитель сосредоточился на выполнении разовых специальных заказов и выпуске грузовой версии, производственная линия замедлена до 6 самолётов в год.

Поскольку разработка 777X продолжается, а новых заказов на бывший когда-то бестселлером Boeing 777 уже нет, линию в Эверетте тоже замедляют — для создания «моста» между старой и новой модификациями, когда последователь сменит предшественника без остановки.

В августе темп выпуска «Трёх семёрок» сократится до пяти в месяц (с семи в начале года), к 2019 году скорость снизится ещё — до 3,5 самолётов в месяц. В Boeing утверждают, что «мост» практически обеспечен заказами.

  Boeing 777X начинает задерживаться. Заказчики довольны

Читайте также  Boeing 777-300ER превзошли Airbus A350-1000. В новой реальности для Etihad

Первый Boeing 737 MAX 8, переданный стартовому пользователю — авиакомпании Batik Air Malaysia (подразделение Malindo Air)

Boeing 787-9 перед ангаром в Норт-Чарлстон, Южная Каролина: это самая продаваемая версия основного на сегодня широкофюзеляжного семейства американского производителя

Линия финальной сборки Boeing 747-8F: знаменитые Jumbo Jets находят своих покупателей только в грузовой версии. Пассажирские двухпалубные четырёхмоторные самолёты больше никому не нужны