Airbus получил CSeries у Bombardier. Бесплатно

Вечером в понедельник, 16 октября, Airbus Group SE и канадский промышленный конгломерат Bombardier Inc. подписали соглашение о фактической передаче европейскому производителю прав на программу CSeries.

C-серия, лучший в мире самолёт (по мнению создателей)

Серия C — узкофюзеляжные реактивные самолёты максимальной вместимостью от 130 (короткая версия) до 160 (длинная) кресел. На современном авиационном рынке они занимают практически свободную небольшую нишу между региональными и магистральными моделями: пригодны и для коротких, и для рейсов средней протяжённости. Наиболее выгодны авиакомпаниям, работающим по множеству направлений из крупных узловых аэропортов без дефицита слотов. В условиях относительно низких цен на топливо являются конкурентами укороченных модификаций базовых семейств Airbus (A318/A319 и A319neo) и Boeing (737-600, 737-700, 737 MAX 7).

Bombardier выпустил прогноз развития сегмента на ближайшие 20 лет, где предсказывает рост спроса в 20% ежегодно у пользователей из Юго-Восточной Азии и меньший, но тоже устойчивый, во всех остальных регионах, включая Россию.

  Пять ключевых тенденций мировой коммерческой авиации в ближайшие 20 лет от Bombardier

Bombardier считает свои CSeries не просто лучшими самолётами — а единственными в постоянно растущей нише, на которую не обращают внимания конкуренты

А у конкурентов спрос на уменьшенные варианты их базовых узкофюзеляжных моделей только снижается. Airbus не получил ни одного заказа на A319neo, поэтому в производстве остаётся лишь старая версия A319ceo

У Boeing аналогичная ситуация: в семействе 737 MAX продаются базовая MAX 8 и увеличенные MAX 9 и MAX 10. Приобрести «младшую» версию желающих очень мало

Миллиард долларов налогоплательщиков во имя сохранения рабочих мест

С самого начала разработки CS получила скандальную известность из-за неподъёмной для производителя дороговизны: стоившая в целом около 6 миллиардов долларов, она привела Bombardier к фактическому банкротству. Однако будучи системообразующим предприятием Канады и основным работодателем провинции Квебек, конгломерат сумел получить господдержку: 29 октября 2015 года провинциальное правительство (владеет 49% акций компании) объявило об инвестициях на 1,3 миллиарда канадских долларов в программу Bombardier CS «для защиты рабочих мест».

Читайте также  В Перми построят испытательный комплекс для самого мощного в истории России авиадвигателя

Это денежное вливание не понравилось основному конкуренту, бразильскому Embraer, и по его требованию в конце декабря 2016 года Бразилия инициировала процедуру урегулирования споров в отношении Канады во Всемирной торговой организации (ВТО) — первый этап рассмотрения торгового спора.

(Возможно, пиррова) победа Boeing

Однако даже по признанию менеджеров Embraer, ВТО «не эффективна вообще» как форум урегулирования споров в деле субсидирования производства воздушных судов.

Boeing поступил иначе: после того, как канадскому производителю удалось заключить действительно крупный контракт с американским авиаперевозчиком — в начале 2016 года Delta Air Lines (DL) разместила твёрдый заказ на 75 машин Bombardier CS100, — было начато разбирательство в Министерстве торговли США. Что предсказуемо привело к полной победе Boeing: выпуск модели был признан государственно субсидируемым, на контракт с авиакомпанией была наложена компенсационная пошлина 219,63%, а на ввоз самолётов CSeries в целом чуть позже введена импортная пошлина 79,82%.

  Embraer хочет оспорить инвестиции в канадскую CS-серию

Ставший в последние недели одним из самых популярных авиационных изображений: рекламный макет Bombardier CS100 авиакомпании Delta Air Lines. До сделки между Bombardier и Airbus судьба контракта представлялась всё более туманной

Швейцарское предприятие Lufthansa Group, авиакомпания Swiss International Air Lines — первый пользователь Bombardier CSeries

Латвийская Air Baltic — второй. На этом пока список исчерпывается. В текущем октябре планируется первая поставка в Korean Air

Подробности контракта с Airbus

Заключённый вчера контракт предусматривает организацию параллельной финальной сборки Bombardier CS на предприятии Airbus в Мобиле, штат Алабама, что защитит самолёты от пошлин при продаже американским пользователям. 50,01% акций специального общества, получающего права на выпуск модели, приобретает европейский концерн, 30,99% остаются у Bombardier и 19% у правительства провинции Квебек.

Читайте также  Для CRAIC C929 начинают искать поставщиков

Airbus предоставляет модели доступ в систему своей глобальной дистрибуции и поддержки клиентов, Bombardier — финансирование раннего производства и денежные вливания до 700 миллионов долларов США в течение первых трёх лет. Airbus также получает 100 миллионов субординированных голосующих акций в Bombardier Inc. и право купить долю Bombardier в партнёрстве через 7,5 лет.

По словам партнёров, соглашение заключено на «безденежной» основе, и партнёрство CSeries не принимает на себя никаких обязательств. Вся сборочная линия Bombardier CSeries в квебекском Мирабель останется действующей и будет выпускать самолёты для покупателей вне юрисдикции США.

В 2023 году все акции может выкупить государственный партнёр, через 7,5 лет — Airbus. Пока Bombardier остаётся независимым производителем, однако Канада лишается собственного реактивного магистрального пассажирского самолёта. Для европейского производителя Канада (часть производства, остающаяся в Квебеке) становится шестой площадкой за пределами Европы.

  Airbus A220/Bombardier CSeries